Круглый стол «Проблемы театров в малых городах»

«В МАЛОМ ГОРОДЕ У ТЕАТРА ОГРОМНАЯ МИССИЯ И СТОЛЬКО ЖЕ ПРОБЛЕМ»

Впервые в Новокуйбышевске проходит региональный Фестиваль «Золотая Маска». Одним из инициаторов и генеральным партнером региональных гастролей «Золотой Маски» выступил Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.

Так, 17 сентября в Новокуйбышевске состоялся Круглый стол. Обсудить проблемы театров в малых городах, особенности и специфику их существования, способы привлечения и сохранения зрительской аудитории, вопросы репертуарной политики, возможности обновления и творческого развития в условиях ограниченного бюджета предстояло организаторам Фестиваля и его участникам со всей России в лице директоров и художественных руководителей театров, в беседе приняли участие театральные критики и представители администрации г.о. Новокуйбышевск, представители СМИ.

С приветственным словом выступила Мария Евсеевна Ревякина — генеральный директор Фестиваля «Золотая Маска». Она обратила внимание на то, что просьба о проведении Регионального Фестиваля в Новокуйбышевске, когда в регион привозят лучшие спектакли престижной национальной премии, прозвучала от Дениса Бокурадзе. Он является художественным руководителем театра-студии «Грань», который неоднократно становился номинантом и дважды лауреатом премии «Золотая Маска». Напомним, «Золотую Маску» в номинации «Драма/Работа художника по костюмам» Елене Соловьевой вручили в 2018 году за костюмы к спектаклю «Король Лир», а в 2017-м – за костюмы к спектаклю «Корабль дураков».

Мария Ревякина и Елена Ковальская

Модератор беседы Елена Ковальская, театральный критик, арт-директор Центра им. Вс. Мейерхольда задала тон разговору: «В малом городе у театра огромная миссия и столько же проблем. Предлагаю детально изучить специфику вашей работы», дав слово Дамиру Салимзянову, главному режиссеру Глазовского театра.

Дамир Салимзянов: «Одна из специфических особенностей нашего театра в том, что в нем нет приспособленного помещения для хранения декораций. Не имея возможности ставить все новые и новые спектакли, при этом не уничтожая реквизит старых, мы приняли решение делать инсталляции в фойе для фотографирования. А один из так называемых «неубиваемых» наших спектаклей «Дуры мы, дуры» теперь идет с оригинальной сценографией в Русском драматическом театре Набережных Челнов. Решение о том, что спектакль попадет в репертуар «Мастеровых», было принято директором театра Армандо Диамантэ год назад, когда гости из Удмуртии приехали в Челны на гастроли».

На вопрос «Так Вы жалуетесь или хвастаетесь?», Дамир Халимович ответил «И жалуюсь, и хвастаюсь одновременно». Проблема неприспособленных помещений, действительно одна из самых распространенных в театрах малых городов.

Директор Серовского театра драмы им. А.П. Чехова Наталия Мозжакова наглядно продемонстрировала все эти тяготы в юмористическом видеоролике. Малогабаритная гримерка, труднодоступное месторасположение для посетителей, нестабильная обстановка с предоставлением зала. При этом Наталия Владимировна сказала, что они умудряются играть 417 спектаклей в год: «Я хотела, чтобы в меня вновь вселили оптимизм, так и произошло, я увидела, что все проблемы у нас одинаковые! Но нам удается выводить театр на новый художественный уровень и заявить искусство на все театральное пространство своих регионов и областей».

Впрочем, когда у муниципального театра появляется собственное здание, возникает проблема жесткого исполнения плана посещаемости. Худрук Минусинского театра Алексей Песегов привел пример: «Население нашего города 69 тысяч человек, годовой план – 70 тысяч билетов. Под боком Абакан, в 25 километрах, но это 15% зрителей дополнительно, не больше».

О системе комплектования залов в Самарском регионе рассказала Светлана Кондратьева, руководитель департамента культуры, молодежной политики и туризма администрации г.о. Новокуйбышевск: «В Самарской области Министерство культуры рассматривает загрузку крупных театров, и только после этого рекомендует малым городам определенную планку. Если нам ставят серьезные проценты, мы не подписываем такие соглашения».

Представители Фестиваля «Золотая Маска» и театральные критики были мягко говоря удивлены существованию подобных планов. Елена Ковальская, театральный критик, арт-директор Центра им. Вс. Мейерхольда: «Официально в России 4% жителей посещают театр, удивительно слышать о подобный требованиях. Россия – это четыре России: деревни, малые города, большие города и Москва, в которой проживает 10% всего населения страны. В столице театры на любой вкус, им легче найти своего зрителя».

Мария Евсеевна Ревякина, генеральный директор Фестиваля «Золотая Маска»: «Думаю, подобные встречи необходимо проводить в каждом регионе».

На круглом столе говорили еще на одну важную тему: коммерческие и некоммерческие спектакли, фестивальные и не фестивальные.

Дамир Салимзянов, главный режиссер театра «Парафраз»: «Спектакль «Околесица» в английской технологии verbatim имел успех где угодно, только не в родном Глазове». По словам Дамира Халимовича, когда они посмотрели собранный на улицах города материал, впечатление было удручающее: хотелось сделать веселую постановку, напоминающую телевизионное «Кривое зеркало», но все оказалось пессимистичным, с ненормативной лексикой, включая рассказы о самых лирических отношениях. Но и такой эксперимент имеет место быть.

Денис Хуснияров, главный режиссер Русского драматического театра «Мастеровые» (Набережные Челны), главный режиссер театра на Васильевском острове (Санкт-Петербург): «Если мы ставим фестивальный спектакль, то следующий должен быть экзерсисный».

Денис Бокурадзе

Денис Бокурадзе, художественный руководитель театра-студии «Грань»: «У нас такого разделения на востребованные и творческие – нет. Я не могу сказать, каким должен быть точно фестивальный, а каким тот, что точно понравится зрителю. Я ставлю один спектакль в год. Если это 8 спектаклей, надо уделить каждому в 8 раз больше времени и сил. Женщина рожает ребенка один раз в год, а не 8. Конечно, если какой-то фестиваль обращает на него внимание, хорошо, но главное, чтобы и перед зрителем быть честными».

Мария Ревякина, генеральный директор Фестиваля «Золотая Маска»: «Я поддерживаю позицию Дениса. Спектакль может оказаться «мертворожденным». А то, что мы наблюдали, когда спектакль Бокурадзе был привезен в Москву, нас просто шокировало в хорошем смысле. Как правило, на региональные постановки мы снижаем цены на билеты. Но из продажи они быстро исчезли не по этой причине. Оказалось, перекупщики выкупили все и продавали втридорога. Несмотря на это, на показе в зале не было свободных мест!»

По последним данным в России около 150 театров в 788 малых городах. Правительство РФ выпустило Постановление о поддержке театров малых городов — субсидия в размере 670 миллионов в год на постановочные расходы. Мария Евсеевна высказала мнение о необходимости увеличения этой субсидии, и чтобы сам проект поддержки был продлен.

Круглый стол «Проблемы театров в малых городах»

 

Мария Ревякина, генеральный директор Фестиваля «Золотая Маска»: «Эти средства помогут докупить транспорт, в некоторых театрах его нет совсем. Вложить средства в залы: сделать вентиляцию, кондиционирование, — создать благоприятную среду для зрителя. Для каких-то театров необходимо собственное помещение. Мы знаем, что в некоторых городах есть пустующие ДК или принадлежащие крупным промышленным объектам, но залы в них не заполняются – это город Глазов, город Лесосибирск. Существует проблема и со съемным жильем для сотрудников театра либо высокая плата за ЖКУ. И, конечно, мы хотим помочь сделать театр интереснее. То, чем занимается Театр Наций, проводя лаборатории, привозя драматургов, режиссеров в малые города. Хороший театр – больше чем театр. Наша задача – помочь театру малого города стать неким его центром, в котором кипит культурная жизнь».

Сделать акцент именно на художественную составляющую репертуара театров малых городов призывала Елена Ковальская. Во время Круглого стола она процитировала Романа Должанского,  театрального критика, Арт-директора фестивалей «NET» и «Территория», заместителя художественного руководителя Театра Наций: «Кто сказал, что Лесосибирск это «далеко»? От чего далеко? От Авиньона? Ну далеко, и что с того? К искусству, творчеству — очень близко».

Олег Ермолаев, художественный руководитель Лесосибирского театра «Поиск»: «Мы всегда в поиске. Скоро у нас будет экспериментальная для нас работа в направлении «Baby Lab» (Бэби-Лаб) это спектакль для детей от 0 до 3 лет. Таких постановок у нас пока нет. Нам кажется, что на них будет спрос».

Олег Васильевич уверен, что театр способен удержать молодежь в малом городе. Согласно опросу, большинство подростков намерены уехать в ближайший крупный город Красноярск, а труппа «Поиска», наоборот, на 80% состоит из приезжих профессиональных актеров.

Фарида Исмагилова, директор Альметьевского драматического театра, поделилась своим опытом в этом вопросе: «Со зрителями у нас проблем нет, а вот с актерами – были. Молодежь неохотно шла работать в театр даже с такой богатой историей и уникальным лицом. Альметьевский государственный драматический передвижной театр – почти ровесник татарской нефти – был организован в 1944 году. Его уникальность – в сохранении татарских традиций. Спектакли идут на родном языке с синхронным переводом для 10% русскоговорящих зрителей. Я лично объездила все деревни, поехала в Казанское театральное училище и добилась, чтобы на его базе был создан целевой курс. На сегодня у нас 22 молодых актера из 42-х!».

Фарида Багисовна обратила внимание коллег на необходимость упрощения Федеральных законов в отношении получения Грантов. Минкультуры зачастую затягивает перечисление средств уже выигранных денег на реализацию тех или иных проектов, ожидание длится месяцами.

Бюрократические преграды, пожалуй, самое сложное, с чем приходится сталкиваться руководителям театров малых городов.

Наталия Мозжакова, директор Серовского театра драмы им. А.П. Чехова: «Вы будете смеяться, но меня попросили написать объяснительную, почему, будучи номинированной, я не выиграла «Золотую Маску?!».

Несмотря на все маленькие и большие проблемы, серьезные и вызывающие улыбку, театры в малых городах нашей страны хотят развиваться. Следующий 2019 год объявлен президентом Годом театра в России. Это значит, под пристальным вниманием окажется театральное искусство и, возможно, озвученные на Круглом столе вопросы — решатся.

Фотограф Кирилл Байгузин

Текст Олеся Стогниева

 

Новости региона читайте в группе «Приоритет»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *